GOLDHORSES
Четверг, 28.03.2024, 13:06
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная страница НАШИ ФАЙЛЫРегистрацияВход
Меню сайта
Категории каталога
АУДИОПОЗДРАВЛЕНИЯ [2]
АНИМАЦИОННЫЕ ФИЛЬМЫ [5]
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ.... [131]
ПРИКОЛЬНЫЕ КЛИПИКИ(ЛОШАДИ) [9]
ВИДЕО
СОРЕВНОВАНИЯ,ДОК.ФИЛЬМЫ (ЛОШАДИ) [29]
КНИГИ [49]
О ЛОШАДЯХ...
ПРИКОЛЬНЫЕ КЛИПЫ [2]
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ [1]
ИНТЕРНЕТ ТВ [1]
РАДИО ON-LINE [2]
Наш опрос
Любимая отмаза...
Всего ответов: 10
Начало » Файлы » КНИГИ

"Лошадиная энциклопедия" Александр Невзоров
[ Скачать с сервера (2.9 Kb) ]

 

Часть вторая. "Железо"

Много тысяч лет назад первая попытка управления человека лошадью выглядела достаточно странно и страшно. Металлическое: бронзовое или железное кольцо вбивалось в носовую перегородку, проламывая ее. Затем к этому кольцу привязывались две веревки и уже, таким образом, осуществлялось управление лошадью. Как справедливо расценил человек, устанавливающий отношения с лошадью, боль должна быть более многообразной. И тогда было изобретено то, что на языке всех лошадников мира, называется одним и тем же словом и понятием - железо.
 Железо, железо. Существуют сотни, сотни разновидностей железа, но смысл и суть примерно одна и та же - причинить боль во рту, причем боль настолько сильную, чтобы лошадь всегда находилась бы под контролем.
 Это колоссальная иллюзия, что лошадью в спорте, в кавалерии или в телеге управляет человек. Лошадью управляет боль.
 Мои учителя, старые мастера, рассказывали мне о фантастическом и жутком ритуале, через который должен был пройти каждый человек, который хотел бы учиться у Де Нестьера. Ритуал заключался в том, что новичку на голову надевалась, специально сшитая для человеческой головы уздечка, а в рот вставлялось железо, то самое которое ежедневно было во рту лошади. И, то сам Де Нестьер, то все остальные ученики на протяжении определенного времени дергали его за это железо, чтобы он раз и навсегда понял, какую боль железо может причинить, какую боль испытывает лошадь. И действительно на всю жизнь, те, кто прошел этот крестный путь, кто прошел эти несколько десятков метров с этим железом во рту, запоминали это, как замечательно выражались тогда в зарождающейся От Эколь, вкус боли. 
 "Как на вкус железо?"
 "На вкус как боль".
 Мы еще вернемся, причем достаточно подробно, к механике воздействия железа на лошадь, но сейчас стоит рассмотреть историю железа.
  В Европе есть несколько солидных коллекций, которые дают представление о его истории. Причем не только того железа, которое засовывалось в рот лошади, но и о шпорах, стременах и седлах. Супер коллекция в Петербурге, в хранилище рыцарского зала Эрмитажа. Очень классная коллекция в Шато у мастера От Эколь, господина Марио Люраши. Она не велика, но с большим чувством подобрана. Еще одна, очень мощная коллекция, в Шантеньи, в музее живых лошадей, расположенном в бывших конюшнях принца Кон-де.
 
Вот так называемое арабское оголовье, арабский мундштук. Ничего более свирепого и жестокого вообразить себе не возможно. Он появился как следствие той страшно экспрессивной, жестокой и очень энергической манеры езды, которую изобрели арабы. Принцип его действия очень прост. Верхний шип, направлялся на верхнее небо лошади, а кольцо обнимало нижнюю челюсть и при движении поводом, шип впивался в небо, а кольцо создавало настолько нестерпимо болезненное давление на нижнюю челюсть, что лошадь просто парализовало от боли. Здесь подозрительно хорошая полировка, могу сказать, вот судя по полировке это 14 век, такое железо не прижилось, не прижилось в Европе.
 
 Вот это у нас самый, самый, самый великолепно сохранившийся и самый, самый, самый характерный для той эпохи настоящий рыцарский мундштук. Вот она выглядела вот так, здесь она была объята цепочкой. Вы должны понимать, что чем длиннее ветви мундштука, тем большая боль причиняется лошади, когда всадник трогает повод. 
 
  Далее у нас чуть поскромнее. Это уже Франция. Это уже Франция 17 век, когда потихоньку, полегоньку, вот здесь еще, по-моему, императорские бирки, да, здесь еще императорские бирки, потихоньку, полегоньку начали все-таки задумываться о лошади и пошли по пути смягчения. Здесь мы в отличие от свирепого грызла имеем подвижное грызло, которое шевелилось во рту лошади и не обеспечивало мертвых ударов.
 
 Здесь все больше заметно, что чем большую пакость человек изготавливал, тем тщательнее он ее украшал. Редкостью является лишь удивительная сохранность розеток на мундштуках. Это касается и средневекового и более позднего железа.
 
Особая редкость коллекции - железо испанских конкистадоров.
 
Здесь у Люраши есть и мундштук, страшный не только для самой лошади, но и для всех, кто окажется рядом. Вот этот мундштук, вот эта штука, вот эти зубья служили, для того, чтобы никто не мог схватить лошадь под уздцы, никто не нужный, и никто не мог бы в сражении или в любой суете, в любой тусовке, воспрепятствовать всаднику, управлять лошадью. А эти штуки, эти штуки укреплялись на поводе, для того чтобы если его кто-то попытался перерубить, тоже вероятно остался бы ни с чем. Вот это очень традиционно для средневековой, ну как бы (назовем ее так) военной лошади. Вот эта вот конструкция мундштука.
 
Вот тут изобретен целый механизм, наподобие европейской хакаморы, но еще более безжалостный, когда движением повода, легким движением повода лошади можно переломать не только челюсть, как скажем на прошлых манекенах, но и еще сломать лошади переносье. Вот здесь очень нежная, очень тоненькая косточка. Но более того, дело даже не в том, что она тоненькая и нежная, дело в том, что здесь она практически ни чем не прикрыта, не прикрыта ни мышцами, ни мускулами, ни чем и в данном месте воздействие на эту кость особенно болезненно.
 
 Самая традиционная, самое явное ковбойское железо, которое, кстати, используется и по сей день. Вот это железо не предполагала постоянного контакта со ртом лошади, оно не предполагало постоянной работы поводом, оно было основано на запугивании лошади. Лошадь, которая один раз в жизни поняла силу воздействия этого железа, после этого, естественно, боялось его как огня, и достаточно было только легким движением руки поводом, напоминать, какая бомба заложена ей человеком во рту, чтобы она вела себя, в общем, забито, печально, но прилично.
 
 Основным способом контролировать лошадь для человека всегда было воздействие на ее рот. И даже когда человек не был вооружен различными колоссальными безжалостными приспособлениями, он все равно всегда старался воздействовать на рот. И даже индейцы северной америки, в тех случаях, когда речь шла не об особых лошадях, не о бизоньих лошадях, не о Ташунко Озуйе, и то воздействовали на рот грубым жестоким примитивным способом, с помощью специальной ипахте, так называемой индейской уздечки.
 Индейцы северной америки, пока не имели возможности где-нибудь украсть мундштук или трензель, решали вопрос очень просто. Индейская уздечка представляла собой петлю на нижней челюсти лошади, через которую, собственного говоря, и осуществлялось управление, конечно, это было предельно жестким.
 Прошло время, и индейская уздечка видоизменилась под влиянием европейцев. Она стала более похожа на общеевропейскую, на арабскую, если угодно. Естественно, были сохранены все те изумительные индейские мотивы. Железо, железо появилось, но это было, как правило, ворованное кавалерийское армейское железо, судя по этой железяке. Подперсье тоже поздняя штука, появилась тогда же, когда появились уздечки, практического значения не имело ни какого, и употреблялось на всяких церемониальных процедурах , но никогда в бою или в быту.
 Но помимо мундштука, то биш непосредственно железа, железо которое останавливает и удерживает лошадь, то есть заставляет ее менять направления, еще под категорию железа относительно весьма попадают стремена - но это некое приспособление, служащие для удобства самого всадника, и шпоры, которые придают лошади некий дополнительный импульс. Все эти предметы имеют тоже свою богатейшую историю.
 
  Шпоры, конечно, были самые невероятные, от шпор раннего средневековья, которые были необыкновенно массивны, необыкновенно мощны, имели очень длинный шенкель, то есть, грубо говоря, очень длинную рабочую часть.
  Это вообще супер уникальная шпора, поскольку мы видим пять хвостов и на этих пяти хвостах еще пять подвижных репейков. Но крепилась она точно так же, как любая другая шпора в мире.
 Так выглядела стандартная подлинная рыцарская шпора эпохи раннего средневековья. Это был просто шип, это был просто твердый убийственный шип и лошадь заставляли двигаться вперед, когда она не хотела, она чаще всего не хотела двигаться вперед, просто большим болевым воздействием в бок и живот.
 Ну а это уже просто невероятная фантастическая песня, это даже уже не шпора - это супер памятник эпохи. Мы видим, до какой степени на конную амуницию распространились модные в то время идеи Леонардо Да Винчи и модные идеи возрожденческого технократизма, когда люди впервые ощутили обаяние машин. Вот эта шпора имеет три колесика, которые приходят во вращение при задевании всего лишь одного из них. Это не имеет никакого практического применения, потому что касается лошади шпора только одним колесиком, но движутся то все трое.
 Ну вот, мексиканцы, конечно, по своей привычке утрировать все уже изобрели шпору еще более свирепую, вероятно, чем рыцарские средневековые шпоры. Практически люфт качания репейка в шенкеле шпоры, он очень маленький, что обеспечивает, на самом деле, в принципе, почти всегда сильный удар несколькими лезвиями репейка. Вот уже такого скользящего варианта, как видите, практически нет.
 Вот такие стремена были чертовски характерны для латинских стран, которые стремились украсить все, и если Европа в конной амуниции тяготела, все-таки, к лаконизму, хотя бы к некой простоте, то латинос украшали стремена, вот этой колокольчиковой свесью, глубоким донцем, которое было иногда глухим, иногда прорезным. Вот вам пример латинских стремян.
 Это тоже стремя. Его можно назвать мексиканским, но оно с таким же успехом может быть и пуэрториканским, да и любым стременем, из так называемых, латинских стран. Это, вообще, очень в традициях, навещать на лошадь как можно больше и если уж есть повод для огромного количества финтефлющек, вензелей резьбы, наплавов, то стремя прекрасно выполнено. Нога вставлялось в центральную прорезь, все остальное конструкционный экстрим, и никакого практического значения не имело. Рабочей была только центральная часть.
 
 А это четырнадцатый или пятнадцатый век. Типичные рыцарские боевые стремена Германии. На резвых аллюрах нога могла слишком сильно втопиться в стремя, заклинить там и застрять. Если всадник потом падал, то нога оставалась в стремени, и грохот был страшный, от волочащейся за конем рыцарской туши в доспехах. Прошло почти два века пока рыцарство научилось предохраняться от застревания ног в стременах. Необходима была такая конструкция, которая не позволила бы ноге слишком глубоко уйти в стремя. Вот для этого служила решеточка. Что лишний раз доказывает, что всадники средневековья хорошими всадниками не были.
 А вот мы уже имеем настоящие стремена, которые были приняты в начале 17 и начале 18 века во Франции. Вот это стремена От Эколь - это стремена высшей школы. Вот эта лировидная форма стремени обеспечивала незастреваемость ноги во время школьных прыжков. Это единственные стремена, в отличие от всех остальных, в которых нога на школьном прыжке не застревает в стремени. Здесь, правда, есть такая маленькая не очень приятная подробность, в виде шпоры, укрепленной на самом стремени. Это избавляла всадника от необходимости цеплять шпору к сапогу, и надо было просто посильней размахивать ногой, для того чтобы постоянно щекотать бок лошади этой шпорой.
 Это уже классическое французское стремя. Как видите, форма его менялась и менялась. Необходимость в школьных прыжках, после французской революции полностью отпала, потому что манеж Гиреньера был полностью разорен и вообще От Эколь, в том священном понятии высокой школы прыжков над землей, исчезла. И поэтому стремя стало более утилитарным - это теперь просто штуковина, в которую должна комфортно помещаться нога. Уже необходимость обеспечить этой ноге некоторый простор в самом стремени уже отпала.
 Рыцарские стремена с решеточкой и сейчас в ходу, они называются стремена Пурль Косель Комарк. И точно так же объясняются некоторой бездарностью всадников и их беспокойством, чтоб у них нога не проскочила вперед. Для этого предохранительная решеточка.
 Все это богатство моего друга Федерико Филата.
   К сожалению, сам факт наличия железа, факт невозможностью выстраивать с лошадью любые отношения без этого железа доказывают одну крайне неприятную для человека истину, в которой мы все стесняемся сознаваться - лошадью управляет, и в спорте, и в телеге, и в кавалерии не человек, лошадью управляет боль. Болью лошадь останавливается, болью поворачивается, болью направляется. Но не так плох человек и всегда у него была мечта свои отношения с лошадью строить не на ее унижении, не на причинении ей постоянной боли, а на несколько других ее чувствах, на несколько других своих возможностях. Это было есть и будет постоянной мечтой человека. Лошадь без железа, лошадь без уздечки, веселая, отчаянная, могучая, буйная лошадь, абсолютно слушающаяся человека без всякого применения силы с его стороны.
 
 

Категория: КНИГИ | Добавил: GOLDHORSES
Просмотров: 3196 | Загрузок: 222 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0 |

инвестор вложит деньги в бизнес
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 Иннокентий • 15:15, 04.06.2008
Простите пожалуйста, где и как я могу задать вопрос лично Александру Невзорову?
avatar
Форма входа
Реклама
Разместить рекламу
Услуги нашего сайта
Статистика
Copyright MyCorp © 2006
Яндекс.Метрика