Сидим мы как-то в гараже после рабочего дня, обсуждаем последние новости: у кого что сломалось, кто что купил… В общем, все, как обычно. Вдруг видим - идет к нам Саня из соседнего бокса. В руке пиво, весь сияет. -Мужики, я свою "девятку" затюнинговал. Вал, "мозги", лошадок десять добавилось! Летает теперь, как ласточка. -Да, сильно, неужели и впрямь десяток? А как же ты узнал - по усилию на педали, что ли, замерил? -Не-а, я в одну контору съездил, а там динамометрический стенд есть. Привязали мою ласточку, разогнали… Все как с листа, даже распечаточка имеется. Правда, установщики обещали прибавку побольше… Может, стенд чего перепутал? Как он там эту мощность-то меряет?.. Тут в разговор вступил Петрович, наш местный корифей. -А стенд, на самом деле, мощность замеряет через крутящий момент, то есть пересчитывает его в ваши любимые "лошадки". -Тогда совсем непонятно, что это за величина и как она "работает". Что, силы - вроде как условный показатель? Запутали вы меня совсем, - горячился Санек. -О происхождении лошадиных сил есть одна история, - спокойно произнес Петрович, - а как все это происходит на стенде, могу рассказать специально для вас. -Давай-давай, это же всем интересно: и про лошади, и про моменты! - дружно поддержали мы оратора. Разнообразить отдых можно по-разному, в том числе и такими лекциями. Тем более торопиться было некуда… -Ну, хорошо. Сам термин "лошадиная сила" придумал английский инженер и изобретатель Джеймс Ватт лет эдак двести с хвостиком назад. Это имя наверняка известно всем. Именно его мы вспоминаем (не всегда добрым словом), пытаясь подобрать новую, к примеру, 100-ваттную лампочку взамен перегоревшей. Как-то раз англичанин наблюдал за работой лошадей на угольных копях. Они поднимали груз из шахт через систему блоков. Конечно, они развивали какую-то мощность. Инженер задумался, как выразить "лошадиную" работу в цифрах. Очень просто - догадался он - нужно взвесить весь уголь, поднятый на некую высоту и засечь время. Получилось, что одна лошадь в среднем "выуживает" 330 фунтов (150 кг) угля со 100-футовой (30 м) глубины за одну минуту. Эта странная во всех отношениях комбинация и была названа Ваттом одной лошадиной силой. Но, что более странно, эта величина мощности не только выжила сквозь столетия, но здравствует и поныне. Хотя инженеры используют в расчетах киловатты (сэр Джеймс приложил руку и к ним), те самые "лошадки" остаются самыми привычными для большинства. Кстати, одна лошадиная сила - то же, что 746 Ватт. Такая вот история.
|